Подпишись на новости!!!
Друзья, подпишитесь на рассылку новостей об акции и эко-мероприятиях. Это ОЧЕНЬ важно!
Ярославская область
"Если каждый человек на куске земли своей
сделал бы всё, что он может,
как прекрасна была бы земля наша."
А.П.Чехов

Ярославская область!

Сделаем!

 

Сделаем! Ярославская область.

Фестиваль музыки и развлечений «Доброфе́ст» — музыкальный фестиваль в жанрах рок, хип-хоп и альтернатива, проводящийся летом на территории аэродрома «Левцово» под российским городом Ярославлем с 2010 года. Длительность - три дня, посещаемость - около 15 000 человек. 

В 2015 году на Фестивале было принято решение организовать раздельный сбор отходов.

Ниже максимально подробно излагается весь процесс организации.  

Подготовка началась за полгода до Фестиваля.

Человеческие ресурсы

На сайте Фестиваля был объявлен конкурс на участие волонтёров в отряде «Э» - отряде, главной задачей которого была помощь в проведении раздельного сбора отхода.

Анкету заполнили около 150 человек, в итоге на Фестивале в отряде «Э» волонтёрами участвовали около 40 человек. Волонтёр получал бесплатный вход на все дни Фестиваля и двухразовое питание в обмен на труд.

Основную организационную работу по подготовке и проведению раздельного сбора выполняли Артём Милаков – руководитель Фестиваля, Головина Анна – координатор Ярославской инициативной группы экологического движения «Мусора.Больше.Нет» и Катерина Кузнецова – активный участник множества экологических проектов и движений («Сделаем! Россия», «Гринпис», «Мусора.Больше.Нет» и др.).

Материальные ресурсы

Финансирование материально-технической части выполнялось за счёт ресурсов Фестиваля.

Были закуплены:

- бочки 200-литровые из-под масла, б/у, 60 штук. Бочки были отмыты, срезана верхняя часть (такие бочки идут с мелким отверстием, поэтому нужно верхнюю часть срезать). В половине бочек в дне болгаркой было сделано отверстие диаметром 20 см. Эти бочки использовались для сбора вторичных ресурсов.

- мешки чёрные 220-литровые уплотнённые (1000 шт)

- краска для надписей на бочках (эмаль чёрная и белая), кисти, растворитель

- резинка (стандартная, используется для одежды)

В итоге урны Фестиваля получились такими:

 

Половина урн (для прочего мусора) ставились на дно, в них помещался мешок, который дополнительно крепился натянутой вдоль обода бочки резинкой. 220-литровые мешки идеально подходят для таких бочек. Урны для вторсырья ставились так, что дно с 20-ти сантиметровым отверстием было вверху, в отверстие также опускался мешок, который крепился резинкой. Запас мешков для сбора отходов помещался под урну для вторсырья, т.к. там было много места.

Надписи на бочках делали волонтёры Фестиваля, им была свобода творчества:) Главное условие – чтобы издалека были видны слова «ТАРА» и «МУСОР».

Бочки дополнительно были окрашены светящейся в темноте краской (полосой по диаметру). Это в целом не пригодилось, т.к. эту краску в темноте было плохо видно.

Получилось тридцать комплектов урн.

Кроме этого были закуплены перчатки для волонтёров: х/б и резиновые. В условиях меняющейся погоды резиновые перчатки – обязательны.

Для транспортировки мешков использовались две тачки.

Информационная составляющая Фестиваля была дополнена 6-тью баннерами (200 см на 100 см) около урн, рассказывающими, каким образом нужно сортировать отходы, и небольшим арт-объектом со знаком переработки.

Перед Фестивалем был установлен 20-ти кубовый контейнер, который должен был быть местом сбора мешков, и огорожены две зоны для временного складирования мешков (для упрощения транспортировки мешков от урн).

 

Организация работы во время Фестиваля

Отряд «Э» начал свою работу за день до Фестиваля. Урны-бочки были перемещены по территории на место использования, были сделаны надписи, подготовлены мешки, организованы зоны временного хранения полных мешков, размещены стенды с баннерами.

Волонтёры получили инструктаж по разделению отходов, безопасности во время Фестиваля. Была проведена жеребьёвка рабочих смен (получилось по три смены на волонтёра по 6 часов каждая). Смены были распределены так: с 6 утра до 12, и с 12 до 18 часов. В вечернее время вместо волонтёров работали платные сотрудники Фестиваля (4 человека).

В задачи волонтёров входило: уборка подшефной территории, контроль наполняемости урн, досортировка отходов, общение с участниками Фестиваля, переноска наполненных мешков в места временного складирования.

К большой радости организаторов волонтёры со своей задачей справлялись: в целом на каждого волонтёра приходилось один-два комплекта урн и 6 часов рабочей смены в день.

Сортировка отходов также проходила успешно. Надписи на бочках, баннеры и наличие небольших отверстий в урнах для вторсырья делали своё дело – люди понимали, куда нужно выбросить тот или иной вид отходов.

В качестве тары мы собирали: пластиковые бутылки, алюминиевые банки и пластиковые стаканчики из-под напитков со знаком PP и PS, в зоне около Фестиваля собиралось также и стекло.

Мешки с вторсырьём в местах временного хранения «помечались» цветной лентой, чтобы их можно было при погрузке отделить.

В целом все три дня Фестиваля прошли успешно – волонтёрам и платным работникам удавалось поддерживать чистоту на всей территории Фестиваля и хороший уровень сортировки отходов. Даже в самой «проблемной» и посещаемой зоне общепита был порядок.

На фото ниже - главная сцена ранним утром. Как видно на фото - количество мусора небольшое и нетипичное для крупных фестивалей.

В процессе организации была допущена одна важная ошибка – на день закрытия Фестиваля не были поставлены дополнительные контейнеры большой ёмкости, в которые все отъезжающие участники Фестиваля могли бы выбросить свой мусор.

За несколько часов массового отъезда в урны было выброшено столько мусора, сколько его не скопилось за всё время Фестиваля. Своевременно их обслужить уже было невозможно. Окончательная очистка территории Фестиваля заняла больше 4х дней. Было вывезено более 200 м3 отходов.

В следующем году процесс организации хотелось бы дополнить установкой нескольких дополнительных контейнеров в день закрытия в зонах «общепита», на выходе с территории Фестиваля, около сцен и палаточного лагеря. На день закрытия и последующий день количество платных работников на организацию раздельного сбора нужно увеличить, т.к. волонтёры устают к последнему дню, и их мотивация на труд мала.

В зоне парковки несколько больших контейнеров лучше установить сразу, т.к. люди часто выходят с территории Фестиваля и бросают мусор прямо под свои машины. Зона парковки оказалась самой проблемной – пока машины стояли, мусор был не заметен, а после их отъезда обнажились груды отходов, которые нереально было быстро собрать человеческим трудом. Для их сбора была использована уборочная техника со щеткой.  

 Краткие итоги:

  • Для организации раздельного сбора отходов можно использовать волонтёров Фестиваля – с задачами они справляются;
  • Особая кампания, направленная на информирование людей о раздельном сборе, перед Фестивалем рекомендуется, но не обязательна;
  • Грамотная организация урн (большие надписи, небольшие отверстия в урнах для вторсырья, достаточное количество урн) обеспечивает эффективность раздельного сбора;
  • В работе необходимо участие платных работников (не волонтёров), которые обеспечивают порядок в вечернее время и после Фестиваля;
  • Зона парковки и входа на Фестиваль требует постоянного наличия контейнеров большой ёмкости, которые бы «примелькались» автомобилистам и позволили части их отходов попасть не на асфальт под их машинами, а непосредственно в контейнеры;
  • Зону общепита также желательно изначально снабдить контейнерами большой ёмкости и мешками для сбора отходов.
  • Качество вторсырья на Фестивале было очень высокое - пластиковая бутылка, алюминиевая банка и другие отходы составили по скромным оценкам не менее 60% всех отходов и были отобраны в дни Фестиваля и после - на досортировке в фирме Макраб.